Thursday, June 12, 2014

15 Кулацкая операция в Украинской ССР Том 2


Целью данного раздела является изучение процесса реабилитации, развернувшегося после официального завершения Большого террора 17 ноября 1938 г. В частности, нас интересовали такие вопросы, как, через какие каналы фильтровались жалобы, сколько пересмотров приговоров, вынесенных «кулацкой тройкой», допускалось, каким было соотношение между приговорами, вынесенными тройкой и другими внесудебными органами. Также в центре нашего внимания была проблема: выходил ли юридический пересмотр дел за пределы своей компетенции и был ли заложен фундамент для расширения значения понятия «реабилитация».
8.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПЕРЕСМОТРА ДЕЛ
Резкая критика, звучавшая под контролем партии на собраниях личного состава органов НКВД в адрес работы НКВД и прокуратуры в период Большого террора, питала надежду на то, что руководство страны предпримет соответствующие шаги по реабилитации неправедно осужденных граждан. Однако в официальных циркулярах и директивах понятие «реабилитация» как таковое отсутствовало1. Речь шла только о строгом регулировании процесса пересмотра дел, в обтекаемой форме отражавшегося в кодексах 1922-1926 гг.
В частности, директива № 2709 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР А. Я. Вышинского от 26 декабря 1938 г., которую часть исследователей считает санкцией на реабилитацию, развернувшуюся в 1939-1940 гг.2, определяла, как следует органам НКВД и РКМ реагировать на жалобы3 родственников репрессированных или самих осужденных внесудебными органами4.
Со временем эта директива была дополнена многочисленными приказами НКВД и Прокуратуры СССР. Так, приказ № 00116 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии «О порядке рассмотрения жалоб осужденных бывшими тройками НКВД (УНКВД) и УРКМ»
1 По данным Марка Эли, понятие «реабилитация» до начала 1980-х гг. практически отсутствовало в официальной юридической и милицейской литературе или употреблялось как синоним для термина «пересмотр уголовного дела», зафиксированного в уголовном процессе.
2 См.: Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий. М., 2004.
3 Виды и количество поступивших жалоб в Секретариат НКВД УССР за период с сентября по октябрь 1938 г. см.: документ № 209 в настоящем издании.
483
4 См. документ № 211 в настоящем издании.

от 4 февраля 1939 г. регулировал детали процесса пересмотра приговоров, вынесенных «кулацкой» и милицейской тройками1. Согласно приказу органы НКВД и милиции должны были при поступлении жалобы в течение двух недель опросить свидетелей и проверить «документацию представления», т. е. дело осужденного2. Отдельно в приказе обговаривался процесс отмены приговора3. При этом во избежание всякого политического или социального риска с каждым освобожденным следовало провести индивидуальную беседу, а затем установить наблюдение4. Если же было отказано в пересмотре приговоров, то об этом также следовало сообщить тем, кто подавал жалобу5.
При новой сложившейся ситуации мог начаться даже последующий пересмотр дела. Следует принять во внимание, что пересмотр находился непосредственно в руках тех, кто осуществлял террор, или их преемников. Координацию осуществлял Первый спецотдел НКВД СССР и соответствующие отделы УНКВД республик, краев и областей6.
Функция в случае пересмотра приговора, вынесенного тройкой, заключалась в том, чтобы побудить проконтролировать и затем утвердить пересмотр дел теми, кто осуществлял уголовное преследование7. Лишь в немногих случаях прокуратура проводила собственные доследования8. В принципе от прокуратуры требовали вмешательства
1 См. документ № 213 в настоящем издании. Как правило, различия между «кулацкой тройкой» и «особой тройкой», с 17 сентября 1938 г. осуждавшей контингенты по национальным операциям, отсутствуют.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Только за период с сентября по декабрь 1938 г. были арестованы 332 представителя руководящих кадров. См.: Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности... С. 663.
7 См.: «Заместитель областного прокурора по спецделам Новосибирской области Эпштейн начальнику УНКВД по делу С. И. Кандакова» от [начало ноября] 1939 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 504; «Начальник ДОРКМ НКВД Томской железной дороги Москвин начальнику линотделения железнодорожной милиции Архипову по делу С. И. Кандакова» от 13 ноября 1939 г. // Там же; Дело Кандакова Сергея Ивановича [26 ноября 1937 г. — 29 ноября 1937 г.] // Архив информационного центра государственного управления внутренних дел в Кемеровской области (далее АИЦ ГУВД в Кемеровской области). Ф. 10. Оп. 3. Д. 996. Л. 22-23.
8 В частности, см. приказ № 473 Прокуратуры СССР от 26 февраля 1939 г. и приказ № 1395 Прокуратуры РСФСР от 1 июля 1939 г. в: Гридунова И. А. Реабилитация // Массовые репрессии в Алтайском крае 1937-1938... М., 2010.
484

только в случае особо явных нарушений закона. В частности, известны случаи, когда результаты доследования, в особенности опрос свидетелей прокуратурой и органами НКВД, оказывались диаметрально противоположными1.
С целью координации действий 19 февраля 1939 г. состоялась встреча руководящих представителей НКВД и прокуратуры, результатом которой стал приказ № 00156 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР А. Я. Вышинского «О мероприятиях по обеспечению выполнения Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г.» от 20 февраля 1939 г., регулировавший контроль прокуратуры за следствием2. Тем самым органам НКВД еще раз было разъяснено, что практика 1937 г. и 1938 г. канула в лету.
При аннулировании приговоров, вынесенных внесудебными органами, перед НКВД и прокуратурой возникла проблема, какую процедуру следовало применять. Разрешение ее усложнялось тем, что, по утверждению Л. П. Берии и А. Я. Вышинского, это с 1927 г. касалось 2,1 млн чел., имевших судимости3.
Берия и Вышинский предлагали аннулировать судимость в течение трех лет после освобождения, при условии хорошего поведения4. Правда, под эти меры не подпадали приговоры, вынесенные по статье 58 (пункты 1-14) УК как РСФСР, так и союзных республик5. Снятие этих судимостей предусматривалось только по решению Особого совещания6. К сожалению, данный процесс остается неисследованным. Но можно предположить, что уже то обстоятельство, что снятие судимости не происходило автоматически, а было возложено на специальный орган в карательном ведомстве и в каждом отдельном случае решение принималось индивидуально, было на практике равнозначно отказу в снятии судимости. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 апреля 1939 г. подтверждало предложения А. Я. Вы
1 Там же.
2 См. документ №213и214в настоящем издании.
3 См.: «Спецсообщение наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР А. Я. Вышинского секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о снятии судимости с осужденных внесудебными органами НКВД (с приложением проекта указа Верховного Совета СССР)» от 5 февраля 1939 г. // Лубянка. Сталин и НКВД-НКГБ-ГУКР «Смерш»... С. 23-24.
4 Эти меры сопровождались двумя постановлениями Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 июля 1939 г. и от 19 октября 1939 г., разрешавшими досрочные освобождения из лагерей и тюрем. См.: «Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "Об отмене условно-досрочного освобождения осужденных"» от 16 июня 1939 г. // Там же. С. 106.
5 Там же.
485
6 Там же.

шинского и Л. П. Берии1. Тем самым политические преступления снова выходили на первое место в своей значимости по сравнению с социальными отклонениями.
Что касается особенностей работы «кулацкой тройки» в Украине и Алтайском крае, то в ходе операции согласно приказу № 00447 через нее прошло огромное количество осужденных по групповым делам. Результатом этого было объединение индивидуальных дел в многотомные, в которых повторялись пункты обвинения. Приказ № 00497 от 8 мая 1939 г.2 учитывал этот факт и отменял в отношении таких дел принцип индивидуального пересмотра. А это означало, что в случае, если только один осужденный по групповому делу обжаловал приговор, то остальные дела должны были быть подвергнуты дополнительному расследованию. На практике, однако, возникла проблема: как следовало поступать с теми, кто был приговорен к расстрелу? За период с 1939 по 1941 г. в рамках приказа № 00447 не нашлось ни группового, ни индивидуального дела, в которых смертный приговор подвергался расследованию или даже пересмотру. В целом остается неясным, могло ли быть вообще по запросам родственников (без одновременной жалобы осужденных) отдано распоряжение о проверке3.
В приказе № 00497 также содержится указание об отмене приговоров в отношении лиц, дела которых ошибочно вместо суда были переданы на рассмотрение «кулацкой тройке», и о проведении судом дополнительного расследования4.
Ярким примером выполнения установок данного приказа является дело С. И. Кандакова, который в качестве «социально опасного элемента» был осужден вместо суда или милицейской тройки «кулацкой»5. В начале ноября 1939 г. прокуратура Новосибирской области вынесла протест по данному делу6. Хотя железнодорожная ми
1 См. документ № 215 в настоящем издании. Осенью 1939 г. Берия вторично разослал специальную инструкцию НКВД, категорически запрещавшую использование в оперативных целях материалов дел, по которым приговоры были отменены. См. документ № 207 в настоящем издании.
2 См. документ № 216 в настоящем издании.
3 См. об этом также в: Khlevniuk О. V. The History of the Gulag... P. 194-195. И. Гридунова подтверждает, что смертные приговоры не отменялись. См.: Гридунова И. Л. Реабилитация // Массовые репрессии в Алтайском крае 1937-1938... М., 2010.
4 См. документ № 216 в настоящем издании.
5 См.: Дело Кандакова Сергея Ивановича // АИЦ ГУВД в Кемеровской области. Ф. 10. Оп. 3. Д. 996.
6 Там же.
486

лиция Томского узла после пересмотра дела ходатайствовала 21 января 1940 г. о немедленном освобождении Кандакова, а 28 февраля 1940 г. прокурор области А. В. Захаров скрепил эту рекомендацию своей подписью, руководство лагеря 5 мая отказалось освободить заключенного1. Интересно, что и помощник прокурора Новосибирской области Ф. Данилин 10 октября 1940 г. также не выполнил указаний своего начальника, и Кандаков остался в лагере, реабилитирован он был только в 1962 г.2
Завершил бериевскую «оттепель» приказ № 0165 от 23 апреля 1940 г., недвусмысленно отменявший предшествовавшие приказы3. Дифференцированный подход был заменен огульным, согласно которому все приговоры, вынесенные тройкой, включая и милицейскую, подвергались пересмотру только через Особое совещание4. Децентрализованный до сих пор процесс, в ходе которого Первый спецотдел областного или краевого управлений НКВД, а также соответствующий отдел в милиции могли подтвердить пересмотр и начать соответствующие мероприятия, был централизован и тем самым явно регламентирован и замедлен5.
1 Лагерное начальство ссылалось на неопубликованный до сих пор приказ № 00493 НКВД СССР от 23 апреля 1940 г.
2 См.: «Заместитель областного прокурора по спецделам Новосибирской области Эпштейн начальнику УНКВД по делу С. И. Кандакова» от [начало ноября] 1939 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 504; «Начальник ДОРКМ НКВД Томской железной дороги Москвин начальнику линотделения железнодорожной милиции Архипову по делу С. И. Кандакова» от 13 ноября 1939 г. // Там же; Дело Кандакова Сергея Ивановича // АИЦ ГУВД в Кемеровской области. Ф. 10. Оп. 3. Д. 996. Л. 60; «Постановление начальника 1-го отделения ДОРКМ НКВД Томской железной дороги Новосибирской области Иванова об освобождении С. И. Кандакова» от 21 января 1940 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 506; «Справка старшего особоуполномоченного ОУР УРКМ Новосибирской области Молчанова по делу С. И. Кандакова» от 5 мая 1940 г. // Там же. С. 505.
3 См. документ № 219 в настоящем издании.
4 Вероятно, это касалось и аннулирования всех приговоров, вынесенных тройками, включая и вынесенные по социальным отклонениям.
5 Особое совещание, очевидно, было завалено делами, направленными на пересмотр. В мае 1939 г. А. Я. Вышинский жаловался, что за одно собрание рассматриваются 200-300 дел и на каждое дело имеется в среднем одна минута. Он требовал пополнения персонала и увеличения продолжительности заседания. Какого рода дела рассматривались, Вышинский не указывает. См.: «Письмо заместителя председателя СНК СССР А. Я. Вышинского наркому внутренних дел СССР Л. П. Берии об установлении нового порядка созыва Особого совещания» от 31 мая 1939 г. // История сталинского ГУЛАГа: конец 1920-х — первая половина 1950-х годов... Т. 1. С. 334.
487

8.3. НОВЫЙ ДУХ В ПРОКУРАТУРЕ
В 1939 г. количество протестов достигло таких угрожающих размеров, что прокуратура могла их рассмотреть, только прилагая значительные усилия1. Так, в одной лишь Новосибирской области в спецотдел областной прокуратуры поступило 15 915 жалоб от осужденных внесудебными органами (двойкой, тройкой, Особым совещанием)2. Прокуратура в 1939 г. обработала из них 12 120 жалоб3. В их числе, однако, только 2363 жалобы касались приговоров, вынесенных тройкой4.
Фактически сразу же начался пересмотр 179 приговоров, вынесенных тройками, о чем был проинформирован Первый спецотдел управления НКВД по Новосибирской области5. В 716 случаях прокуратура призвала НКВД провести дополнительные расследования6. Затем на протяжении первых шести месяцев 1940 г. прокуратурой были проверены 1747 приговоров троек, в отношении 402 дел был начат пересмотр, а 850 дел были переданы НКВД для доследования7.
1 В октябре 1940 г. в РСФСР специальная комиссия занималась жалобами на плохую работу прокуратуры. См.: «Заместитель председателя комиссии советского контроля Р. С. Землячка секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и председателю СНК СССР В. М. Молотову о результатах работы по проверке жалоб граждан, поступающих в Прокуратуру РСФСР» от [октябрь] 1940 г. // ГА РФ. Ф. 8131. Оп. 37. Д. 139. Л. 48-50.
2 См.: «Прокурор Новосибирской области Захаров секретарю обкома ВКП(б) Боркову о пересмотре уголовных дел на лиц, осужденных тройкой УНКВД» от 15 сентября 1939 г. // Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 497-499. Сколько из них осуждались «кулацкой» или «национальной тройкой» («особой тройкой»), к сожалению, установить не удалось.
3 Там же.
4 Там же.
5 Государственный архив Новосибирской области (далее — ГАНО). Ф. Р-20. Оп. 259. Л. 31.
6 Там же.
7 Там же. В промежутке между январем и 1 ноября 1940 г. в прокуратуру поступило 2247 жалоб по поводу приговоров, вынесенных милицейской тройкой. См.: «Доклад о работе отдела по спецделам Новосибирской области за период с 1 января 1940 г. по 1 ноября 1940 г.» // Там же. Оп. 256. Л. 1-10. См. также: Тепляков А. Персонал и повседневность Новосибирского УНКВД в 1936-1946 гг. ... С. 261-262. Пример реабилитации органами НКВД лица, осужденного тройкой, см. в: Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области. Нижний Новгород, 2003. Т. 4. С. 77. См. также: «Копия постановления в отношении Ядренкина А. О.» от 28 июля 1939 г. //
488

Давление на НКВД усиливалось в Новосибирской области еще и из-за того, что прокуратура размещалась непосредственно в здании областного управления НКВД1.
В Карелии органы НКВД в 1939-1940 гг. начали пересмотр 407 приговоров троек, при этом в 217 случаях было отказано в изменении приговора, 133 чел. были освобождены из лагерей, а в отношении 57 чел. — сокращены сроки заключения2.
В Киевской области УНКВД с 20 ноября 1938 г. по 20 января 1939 г. отобрало для пересмотра 902 дела3. В целом по Украине прокуратура насчитала за период с 1 января 1939 г. по 1 марта 1940 г. 170 855 жалоб (в республиканские органы — 46 695, в областные прокуратуры 16 областей — 124 160)4. Вслед за тем прокуратура УССР истребовала 1940 следственных дел (4,2 %), а областные прокуратуры соответственно — 28 296 дел (22,8 %)5. В областную прокуратуру до 16 апреля 1940 г. из 28 296 следственных дел поступило только 12 672 (44,8 %), из которых 10 030 дел было проверено6. При этом только в отношении 2390 дел последовал протест прокуратуры7. Это объясняется тем, что кульминация вмешательства прокуратуры в работу органов НКВД уже прошла. Так, если в Киевской области за два месяца 1938 г. было передано 902 дела для кассационного производства, то с 1 января 1939 г. по 1 марта 1940 г. — только 3258. Однако как в отношении Киева, так и Украины в целом неизвестно, сколько жалоб, а затем протестов прокуратуры касались приговоров, вынесенных тройкой.
Российский историк Владимир Иванов сообщает применительно к Ленинградской области об очень малом количестве жалоб от осуж
Боль людская. Книга памяти томичей, репрессированных в 1930-40-е и начале 1950-х годов / Сост. В. Н. Уйманов. Томск, 1999. Т. 5. С. 94-96.
1 См.: «Обзор [прокурора Новосибирской области А. В Захарова] прокурору СССР А. Я. Вышинскому по делам НКВД, прошедшим через облпро-куратуру за ноябрь 1938 г. — февраль 1939 г.» от 17 марта 1939 г. // ГАНО. Ф. Р-20. Оп. 4. Д. 3. Л. 1-10.
2 См.: ЧухинИ. Карелия-1937... С. 130.
3 См. документ № 212 в настоящем издании.
4 Следует отметить, что 31 632 жалобы (25,5 % из 124 160), направленные в адрес областных прокуроров, остались без последствий. При этом 34 220 жалоб (27,6 % из 124 160) передали другим органам, так как они не касались постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г.
5 См. документ № 218 в настоящем издании.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
489

денных тройкой. Так, до 15 мая 1939 г. в прокуратуру поступили только 852 жалобы, а во 2-й отдел УГБ — около 2001. Такое мизерное количество жалоб в соотношении с 32 714 приговорами, вынесенными тройкой в Ленинградской области, можно объяснить низким уровнем образования осужденных, тем более что в Новосибирской области и Карелии наблюдалось то же явление2.
Следует отметить, что первые спецотделы УНКВД Новосибирской области, Алтайского края и различных областей Украины поручили провести доследование, как того требовала прокуратура, о чем свидетельствуют некоторые дела осужденных тройками. При этом пересмотр затянулся. Так, осужденный тройкой по Алтайскому краю Д. М. Тихонов направил жалобу М. И. Калинину и С. М. Буденному 28 октября 1939 г., а прокуратура СССР передала ее в прокуратуру Алтайского края только 14 декабря3. В свою очередь, прокурор по спецделам Токарев истребовал дело в 1-м спецотделе УНКВД по Алтайскому краю 9 января 1940 г.4 Начальник же этого отдела вынужден был дважды (1 января и 28 марта 1940 г.) обращаться в 1-й спецотдел НКВД СССР за следственным делом5. В результате дело поступило к нему только 7 апреля 1940 г., т. е. прошло уже почти полгода с момента подачи жалобы6.
Следует отметить, что ни НКВД, ни милиция отнюдь не возобновляли судебные дела, несмотря на то что следствие проводилось в упрощенной форме. При этом следственная работа секретных служб и фактический материал (заключения экспертов и вещественные доказательства) не играли никакой роли. Проводились лишь повторные допросы свидетелей или привлекались новые. В некоторых случаях сельсоветы или колхозы предоставили новые справки на осужденных, дела которых пересматривались7.
1 См.: Иванов В. Л. Миссия ордена. Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-40-х гг. На материалах Северо-Запада РСФСР. СПб., 1997. С. 233.
2 См. также сводную таблицу в: Юнге М., Бордюгов Г. Л., Биннер Р. Вертикаль большого террора...
3 См.: Следственное дело Тихонова Даниила Марковича и Пашкова Федора Васильевича. [6 августа 1937 г. — 3 сентября 1937 г.] // ОСД УАД Алтайского края. Ф. Р-2. Оп. 7. Д. П 23763. Л. 40-53.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 См.: Справка Родинского сельсовета Алтайского края на Капыла Александра Антоновича от 13 ноября 1939 г. // Следственное дело Ники-тенко Павла Ивановича. [19 ноября 1937 г. — 16 октября 1937 г. — 1 ноября
490

Так, в указанном деле Д. М. Тихонова опросы свидетелей начались 21 августа 1940 г., при этом были опрошены три новых свидетеля: сапожник, воевавший в Красной армии, председатель колхоза и руководитель транспортного кооператива1. Свидетели подтвердили обвинение по всем пунктам, а 28 августа уполномоченный Рубцовского райотдела НКВД Аксенов отклонил приостановление исполнения приговора2. Начальник УНКВД по Алтайскому краю Николаев и заместитель начальника следственного отдела УНКВД Матвеев подтвердили это решение3. В результате реабилитация Тихонова последовала только 15 мая 1995 г. по решению Алтайского краевого суда4.
Другие выборочные проверки следственных дел троек в Алтайском крае, Калининской и Пермской областях показали, что, вероятно, подавляющее большинство дел, которые НКВД получил обратно от прокуратуры в течение 1939-1941 гг., заканчивались отказами властей пересматривать их5. Это, однако, не было напрямую связано только с тем, что НКВД и милиция затягивали дела и при новом опросе свидетелей могли поставить «правильные» вопросы, которые вели к подтверждению старого обвинительного заключения. Пересмотр решительно отвергался даже в том случае, если показаниями свидетелей или справками сельсовета хотя бы только частично «подтверждалась правильность» пусть незначительного нарушения лояльности обвиняемым6.
Формальные ошибки едва ли играли какую-либо роль и не вели автоматически к приостановлению исполнения приговора. Неболь
1958 г.] // Там же. Д. П 6125. Т. 2. Л. 242; Справка сельской артели «Красная Весна» Родинского сельсовета Алтайского края на Лобача Кирилла Федоровича // Там же. Л. 248.
1 См.: Следственное дело Даниила Марковича Тихонова и Пашкова Федора Васильевича // Там же. Д. П 23763. Л. 56-61.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же. Л. 68.
5 Несмотря на отсутствующий до сих пор обобщающий анализ следственных дел, можно утверждать, что реабилитация почти всех осужденных по политическим преступлениям длилась до начала XXI в.
6 См.: «Заместитель областного прокурора по спецделам Новосибирской области Эпштейн начальнику УНКВД по делу С. И. Кандакова от [начало ноября] 1939 г.» // Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 504; «Начальник ДОРКМ НКВД Томской железной дороги Москвин начальнику линотделения железнодорожной милиции Архипову по делу С. И. Кандакова» от 13 ноября 1939 г. // Там же; «Справка старшего особоуполномоченного ОУР УРКМ Новосибирской области Молчанова по делу С. И. Кандакова» от 5 мая 1940 г. // Там же. С. 505.
491

шой шанс на освобождение существовал в том случае, если родственники могли мобилизовать в пользу обвиняемого «влиятельных людей». В результате НКВД оказывался в виде исключения готовым проявить добрую волю. Так, в 1939 г. показания свидетелей подтвердили, что член колхоза А. В. Елисеев не вырабатывал норму трудодней в колхозе, занимался нелегальным севом зерна, а также его сокрытием и «контрреволюционной агитацией», тем не менее 31 октября 1939 г. он был освобожден из лагеря1. Причиной этого было то, что жена Елисеева сумела привлечь на свою сторону нового председателя колхоза и бухгалтера соседнего колхоза, а также собрала в пользу мужа многочисленные подписи, а старый председатель колхоза бежал от обвинений в коррупции2. Однако такие случаи были единичными.
Несмотря на негативный в целом итог, начавшийся процесс пересмотра дел формировал новый дух в прокуратуре. Доходило даже до того, что прокурорские работники стали задумываться над тем, как можно было бы компенсировать страдания жертв нарушений, допущенных органами НКВД. Это способствовало бы реабилитации, которая тогда представляла бы собой не только юридическую реабилитацию, но и социальную, и материальную компенсацию3.
В частности, прокурор Новосибирской области Захаров хотел покончить со сложившейся официальной традицией обманывать родственников расстрелянных, утверждая, что их родные находятся в лагере, но писать им нельзя: «Я считаю, что дальше нельзя обманывать родственников осужденных и этим заставлять их без конца жаловаться и бесполезно наводить справки. [...] Многие из граждан знают уже о многочисленных фактах безобразий, которые творились в органах НКВД в период 1937-1938 гг., поэтому наши справки об осужденных не только не достигают никакой цели, а, наоборот, подрывают авторитет прокуратуры»4.
1 Дело Елисеева Алексея Васильевича // Государственный общественно-политический архив Пермской области (далее — ГОПАПО). Ф. 641/1. On. 1. Д. 1780.
2 Там же.
3 См.: Иванов В. Л. Миссия ордена. Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-40-х гг. На материалах Северо-Запада РСФСР... С. 232-233.
4 См.: «Прокурор Новосибирской области Захаров секретарю обкома ВКП(б) Боркову о пересмотре уголовных дел на лиц, осужденных тройкой УНКВД» от 15 сентября 1939 г. // Юнге М., Бордюгов Г. Л., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 497-499. См. также письмо прокурора УССР Л. Яченина прокурору СССР М. Панкратьеву от 28 октября 1939 г. в: Khlevniuk О. V. The History of Gulag... P. 194.
492

Прокуратура Новосибирской области, в свою очередь, придерживалась коллективного мнения о том, что при расстреле совершенно невиновных людей «должны быть реабилитированы семьи расстрелянных и было бы преступно продолжать издевательство над этими семьями, — убеждать их в том, что арестованные их родственники осуждены правильно, что они заключены в лагеря и т. д.»1 Прокурор войск НКВД Туркменского погранокруга Кошарский даже впервые размышлял относительно материальной компенсации за неправомерно конфискованное имущество2.
8.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕСМОТРА ДЕЛ
В КАЧЕСТВЕ КАРАТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
Следует отметить, что особого рвения в деле реабилитации не наблюдалось. Так, историк Павел Шинский (Chinsky) в своей книге «Микро-история "Большого террора"» применительно к «малой оттепели Берии» в 1939-1941 гг. констатирует: «В действительности улучшение климата, наметившееся осенью 1938 г., породило в лучшем случае ручеек освобождений»3. На наш взгляд, исходя из ничтожно малой доли положительных пересмотров следственных дел, возбужденных в рамках приказа № 00447, уместно говорить применительно к жертвам троек всего лишь о «струйке». Так, в Алтайском крае в 1939-1940 гг. было отменено около 0,35 % всех приговоров, вынесенных здесь тройкой4. В Карельской АССР из 5724 чел., кото
1 См.: «Прокурор Новосибирской области Захаров секретарю обкома ВКП(б) Боркову о пересмотре уголовных дел на лиц, осужденных тройкой УНКВД» от 15 сентября 1939 г. // Юнге М., Бордюгов Г. Л., Биннер Р. Вертикаль большого террора... С. 497-499.
2 См.: «Докладная записка военного прокурора войск НКВД Туркменского погранокруга Кошарского прокурору СССР М. И. Панкратьеву и исполняющему обязанности главного военного прокурора РККА Гаврило-ву об итогах следствия по делам "О нарушениях социалистической законности в органах НКВД Туркменской ССР"» от 23 сентября 1939 г. // История сталинского ГУЛАГа: конец 1920 — первая половина 1950-х годов... Т. 1. С. 340-359.
3 См.: Chinsky P. Micro-histoire de la Grande Terreur... S. 135. Мы благодарим за эту подсказку Марка Эли.
4 В этот расчет не включены дела, переданные вновь созданной Республике Горный Алтай, и дела, подготовленные милицией. Тем не менее доля их лишь незначительно выше. См.: Гридунова И. А. Роль прокуратуры в реабилитационных мероприятиях 1939-1941 гг. на материалах Алтайского края и Новосибирской области // Сталинизм в советской провинции 1937-1938 гг. С. 647-662. По данным А. Степанова, до 15 сентября 1939 г. было реабили-
493

рые были осуждены тройкой, из лагеря были освобождены 2,3 В 1950-е и 1960-е гг. эта доля существенно повысилась2. Но даже и по сей день отсутствует реабилитация всех без исключения лиц, осужденных внесудебными органами, тем более что эти органы и их приговоры до сих пор не были объявлены незаконными3. Таким образом, их решения до сегодняшнего дня имеют юридическую силу4.
Прокуратура, как и прежде, при проверке дел, ставшей теперь общей, строго следует принципу их индивидуального рассмотрения. Применительно к жертвам приказа № 00447 это возымело отрицательное воздействие, прежде всего на пересмотр дел так называемых уголовных преступников. В Кемерово с 1990-х гг. и как минимум до 2003 г. была таким образом отклонена прокуратурой реабилитация достаточно большого числа лиц, осужденных тройкой Западно-Сибирского края и Новосибирской области. Заместитель прокуро
тировано всего лишь 15 чел. из общего количества осужденных тройкой Татарской АССР. См.: Проведение «кулацкой операции» в Татарии // Юнге М., Биннер Р. Как террор стал «Большим». С. 288.
1 См.: ЧухинИ. Карелия-1937... С. 130.
2 Ван Гудовер (van Goudoever) приводит цифру в 2 млн. чел., которым в промежутке между 1953 г. и 1959 г. были возвращены гражданские права. Напротив, Марк Эли корректирует эти цифры в сторону уменьшения и приводит для периода 1954-1960 гг. цифру в 892 317 пересмотров, из них 715121 пересмотр закончился полной формальной реабилитацией. При этом 615 781 пересмотр из 892 317 касался приговоров, вынесенных внесудебными органами (Особым совещанием, двойкой, тройкой). См.: Goudoever van А. Р. The Limits of Destalinization... S. 219; Elie M. Les anciens detenus du Goulag... S. 453.
3 Разрабатываемые в эру M. С. Горбачева планы общей отмены приговоров, вынесенных внесудебными органами, не были осуществлены. Аргумент заключался в том, что таким образом дошло бы до реабилитации «изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников бандформирований и их пособников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших умышленные убийства и другие уголовные преступления» (Указ от 16 января 1989 г. см.: Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С. 186). Тем самым имело место прямое продолжение традиций реабилитации после 1950-х гг., также характеризовавшихся многочисленными исключениями. Мы благодарим за эту подсказку Марка Эли. См.: Petrov N. Die Bewaltigung der Stalinisti-schen Vergangenheit... S. 220.
4 В делах, которые пересматривались прокуратурой во второй половине 1950-х и в 1990-х гг., присутствует общая формулировка: «Приговор отменить, дело прекратить за недоказанностью вины».
494

pa Кемеровской области Б. П. Филенко обосновал в 2003 г. отказ в реабилитации П. М. Зимина тем, что дело не подпадает под действие статей 3 и 5 закона РСФСР о реабилитации от 18 октября 1991 г. Как известно, указанные статьи позволяют реабилитировать лишь лиц, осужденных в соответствии с политическими статьями. При рассмотрении дела С. А. Стороженко на предмет реабилитации кемеровский областной прокурор В. П. Бухарина, обосновывая свой отказ в реабилитации, ссылается на то, что речь идет о «преступлении общественного характера», которое не связано с политическими репрессиями1. Тем самым компенсация за массовые преследования и сам процесс реабилитации все еще не являются политически независимыми2. Последовательным, по нашему мнению, было бы прекращение действия всех приговоров, вынесенных внесудебными органами, а в трудных случаях необходим пересмотр дела в тесном сотрудничестве со специалистами3, а затем на этой основе должно выноситься решение, причитаются ли компенсации и т. д. лицу или его родственникам.
Таким образом, в «восстановлении социалистической законности» в 1939-1941 гг. следует осудить то обстоятельство, что доследование и решение о реабилитации осужденных лиц с самого начала находилось в руках ведомства, осуществлявшего следствие и игравшего главную роль в вынесении приговора тройки. Крайне малое количество
1 Петр Михайлович Зимин 10 сентября 1937 г. был приговорен «кулацкой тройкой» по Западно-Сибирскому краю к 8 годам ИТЛ с обоснованием, что он неоднократно имел судимость и поддерживает контакт с преступным миром. Осуждение Савелия Александровича Стороженко «кулацкой тройкой» по Новосибирской области к 8 годам ИТЛ последовало 21 ноября 1937 г. При этом в качестве законной основы обвинения была приведена ст. 35 и написано: «соцвредный элемент». Однако одна лишь эта статья никоим образом не оправдывала 8-летнего заключения в концлагере. См.: Юнге М., Биннер Р. От «социально близкого» до «социально опасного» элемента: преступники и социальная чистка советского общества. 1918-1938 гг. // Сталинизм в советской провинции 1937-1938 гг.... С. 459-518. Другие отказы в реабилитации последовали со стороны прокуроров Б. П. Филенко, В. П. Бухариной и С. Павлова. См.: Дело Чедова Егора Тотошевича [5 июля — 23 августа 1937 г.] // АИЦ ГУВД в Кемеровской области. Ф. 10. Оп. 3. Д. 405.
2 Об истории абсурда в процессе реабилитации см.: Тепляков А. Парадоксы реабилитации // Российские социалисты и анархисты после октября 1917 г. Исследовательская программа НИПЦ «Мемориал». «Социалисты и анархисты — участники сопротивления большевистскому режиму» (http:// socialist.memo.ru/discuss/d01/d0103.htm).
3 Имеются в виду ведущие специалисты в области права и общественно-политических наук.
495

случаев реабилитации в 1939-1941 гг.1 жертв массовых репрессий и проведенная в соответствии с приказом № 0165 от 23 апреля 1940 г. строгая регламентация производства по пересмотру дел является, разумеется, достоверным признаком того, что кампания, проходившая под девизом «восстановления социалистической законности», не должна была идти на пользу жертвам массовых преследований. Она была средством обеспечения дисциплины и переориентации органов НКВД, прокуратуры и других прямых и косвенных участников преследований (партии и государственных управленческих структур), а также инструментом покарания с дальнейшим перекладыванием вины с партийных структур на карательные.
8.5. ДОКУМЕНТЫ № 209-219
№209
Справка о заявлениях, поступивших в Секретариат НКВД УССР в течение сентября — ноября 1938 г.
Декабрь 1938 г.
СПРАВКА
по заявлениям, поступившим в Секретариат НКВД УССР за 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь 1938 г.)
Характер заявлений учтено ориентиров [очно]
О к.-р. деятельности 140                700*
О вредительстве 59                300**
О злоупотреблениях и хищениях 12                 60***
О неправильных методах ведения следствия 14                 90****
О неправильных действиях работников РКМ 8                 50
1 О. Хлевнюк сообщает, что по всему СССР с января 1939 г. по январь 1940 г. было освобождено приблизительно более 10 тыс. узников лагерей, осужденных по политическим статьям. См.: Khlevniuk О. V. The History of the Gulag... P. 195. H. Г. Охотин и А. Б. Рогинский говорят об общей численности в НО тыс. освобожденных в 1939 г., обвинявшихся в контрреволюционных преступлениях. См.: Трагедия советской деревни... Т. 5. Кн. 2. С. 571. По теме «освобождения» см. также: Соломон П. Советская юстиция при Сталине... С. 247. К сожалению, количество освобожденных лиц в ходе реабилитации, которые были осуждены внесудебными органами в 1937-1938 гг., неизвестно.
496

Продолжение
Характер заявлений
учтено
ориентировочно]
О неправильных действиях работников НКВД
8
505*
Письма к.-р. содержания (анонимки)
со
30
О непорядках в разных ИТК НКВД
5
25
О приеме на службу в органы НКВД
95
475
О восстановлении на работу в органы НКВД
91
4506*
По делам арестованных
337
1680
О разрешении прописки по месту жительства
197
1000
Заявления родственников арестованных о возврате
107
5007*
вещей, ценностей


Разные
242
1200
Всего
1321
6000
Всего поступило заявлений за три месяца

6599
Всего за И месяцев 1938 г. поступило заявлений
17 662
За весь 1937 год поступило заявлений

14 128
Начальник отделения
Секретариата НКВД УССР мл. лейтенант госбезопасности Тимофеев
ОГА СБУ. Ф. 16. Оп. 31 (1951 г.). Д. 55. Л. 263. Оригинал. Машинописный документ.
На обратной стороне листа написано: «В последнее время поступают заявления по адресу московской [?] следственной группы, а с 19[7] и на имя вридинспектора [?] по 200 заявлений в день».
* Подчеркнуто карандашом. ** Подчеркнуто два раза карандашом. *** Подчеркнуто карандашом. **** Подчеркнуто карандашом. 5* Подчеркнуто карандашом. 6* Подчеркнуто карандашом. 7* Подчеркнуто карандашом.
№ 210
Выписка из отчета заместителя начальника 1-го спецотдела НКВД УССР Мирнова о следственной работе
После 10 декабря 1938 г.
СЛЕДСТВЕННАЯ РАБОТА ПО ДАННЫМ 1-го СПЕЦОТДЕЛА
1. По плану пересмотра и направления по подсудности по УНКВД имеется следственных дел на 1284 чел., в том числе ранее рассмотренных Тройками и Особым Совещанием дел на 844 человека.
497

В сообщениях тов. ЧИСТОВА на имя и. о. Наркома Внутренних дел тов. ОСОКИНА от 9 и И декабря с/г указано, что все эти дела возвращены оперативным отделам, в которых они велись для пересмотра, доследования и передачи по подсудности.
Подсудность указанных дел предварительно определена так: Военному трибуналу ВО — 535, Уголовной коллегии Облсуда — 625, Особому Совещанию — 20 и подлежит освобождению — 77.
В направлении дел установлены следующие сроки:
До 15 декабря на 145 чел.
С 15 по 25 декабря на 260 -"-
С 25 декабря по 5 января 260 -"-
С 5 по 15 января 210-"-
С 15 по 25 января 210-"-
С25 по 31 января 100 -"-
Проверкой установлено, что еще не передано отделам УНКВД и большая часть находится в стадии отыскания дел на 567 человек*, из них: осужденных Тройкой в 1937 г. на 351 чел. и осужденных Тройкой в 1938 г. на 216 чел. Поскольку эти дела еще не найдены и не просмотрены, определение их подсудности произведено без достаточных оснований.
Необходимо отметить, что плана пересмотра и направления по подсудности дел в 1-м Спецотделе не имелось, чем последний был лишен возможности контролировать его выполнение.
2. На 16 декабря передано по подсудности дел на 182 чел., из них: в ВИ ХВО — на 126 чел., в Уголовную коллегию Облсуда на 49 чел. и в В.Т. ПО и ВО на 7 человек.
3. За время с 20 ноября с/г, т. е. с момента получения постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17/XI с/г, освобождено из-под стражи всего 61 чел., из них: бывших жен репрессированных изменников родины — 33 чел.
Просмотром дел, по коим обвиняемые освобождены из-под стражи, установлено, что имеют место случаи освобождения из-под стражи без детальной проверки имеющихся материалов.
4. В тюрьме г. Сталино содержится под стражей 130 чел., в основном ранее осужденных Тройками, дела которых подлежат пересмотру и направлению по подсудности в порядке приказа НКВД СССР № 00762-38 г., содержание которых под стражей совершенно не оформлено (нет ни постановлений органов, производивших аресты, ни санкций прокуроров). Эти заключенные в абсолютном большинстве содержатся под стражей с 1937 года (списки прилагаются) и прибыли в тюрьму г. Сталино из Артемовской и Мариупольской тюрем.
498

5. Из рапорта Нач. 1 Спецотдела УНКВД т. ЗУЙКОВА (копия прилагается), личной беседы с т. ЗУЙКОВЫМ и другими работниками 1 Спецотдела установлено, что:
а) до сих пор не сданы отделами УНКВД и горрайотделами полностью дела, рассмотренные в 1937-1938 гг. по Тройкам УНКВД и в особом порядке через НКВД СССР. Количество и фамилии обвиняемых, проходивших по несданным делам, вследствие хаотического состояния учета, до сих пор не установлены.
Недостает около 80 дел, подлежащих хранению в 1 Спецотделе, по коим справки были посланы в НКВД СССР для рассмотрения в особом порядке (альбомы). Обвиняемые, проходящие по этим делам, не осуждены и содержатся под стражей**.
Списка указанных обвиняемых в 1-м Спецотделе нет.
б) выписки из решений Троек УНКВД и НКВД СССР (в особом порядке) за 1937 и 1938 гг. для исполнения в тюрьмы посылались несвоевременно. Так, например, в октябре и ноябре 1938 года были посланы выписки на 300 человек, осужденных в 1937 году. По тем же причинам в октябре и ноябре 1938 года приведено решений по 1-й категории в исполнение над 483 чел., из коих были осуждены в 1937 году — 279 чел. и в 1938 году — 204 человека.
В абсолютном большинстве при приведении приговоров в исполнение над указанными осужденными — актов о приведении приговоров в исполнение не составлялось (см. прилагаемую таблицу).
в) при приведении приговоров в исполнение над осужденными, указанными в п. «б», были установлены 18 случаев расхождения между данными, указанными в выписках решений и опросом самого осужденного. Вместо детальной проверки этих расхождений и изменений их путем вынесения дополнительного решения, составлялись акты и приговора приводились в исполнение.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. На основании приказа НКВД СССР № 00788 от 10/XII-1938 г., для детальной проверки состояния работы 1 Спецотдела УНКВД создать комиссию. Возглавит эту комиссию заместитель] нач[альника] УНКВД.
2. Поручить Нач. 1 Спецотдела т. ЗУЙКОВУ и комиссии принять немедленные меры к отысканию всех недостающих и нерассмотренных дел, после чего немедленно передать их в соответствующие отделы УНКВД для доследования и направления по подсудности, согласно приказа НКВД СССР № 00762-1938 года.
3. Составить план пересмотра и направления по подсудности дел по пятидневкам. Строго контролировать выполнение плана отделами УНКВД, донося результаты выполнения НКВД УССР.
499

4. Начальнику УНКВД — майору госбезопасности т. ЧИСТОВУ принять немедленные меры к оформлению, согласно требований УПК, содержания под стражей арестованных, арест коих не был оформлен.
5. Поручить Нач. 1 Спецотдела т. ЗУЙКОВУ проверять дела, сдаваемые на хранение в архив, вследствие их прекращения.
Обо всех случаях нарушений докладывать начальнику УНКВД для принятия соответствующих мер.
О выполнении донести в НКВД УССР к «5» января 1939*** года.
Заместитель] нач[альника] 1-го спецотдела НКВД УССР
мл. лейтенант государственной безопасности Мирное
«Утверждаю»
Зам. наркома внутренних дел УССР
лейтенант государственной безопасности Горлинский
ОГА СБУ. Ф. 16. Оп.31 (1951г.).Д.93.Л. 186-187,194-198. Оригинал. Машинописный документ.
* Здесь и дальше подчеркнуто красным карандашом. ** Абзац выделен слева вертикальной чертой, справа имеется надпись фиолетовыми чернилами: «по телефону». *** В документе — 1938.
№211
Директива № 2709 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР А. Я. Вышинского об отмене решений бывших троек НКВД
28 декабря 1938 г.
ИЗ МОСКВЫ. № 2708 НИКОЛАЕВ, УНКВД, ВСЕМ НКВД И НАЧ. УНКВД КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ И НАЧАЛЬНИКАМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОБЛАСТЕЙ, РК МИЛИЦИИ, ПРОКУРОРАМ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ (ОБЛАСТЕЙ), ЛАГЕРЕЙ, ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ и ВОДНОГО
ТРАНСПОРТА
500
1. Во всех случаях поступления заявлений и жалоб на решения Троек, действовавших при НКВД союзных, автономных республик и

областных (краевых) Управлений НКВД и Управлений РК милиции, Начальники соответствующих УНКВД или РК милиции обязаны рассмотреть жалобы и заявления и решить вопрос о том, подлежат ли пересмотру решения по этим заявлениям и жалобам.
2. В случае признания неправильности вынесенного решения и необходимости его отмены Начальники соответствующих Союзных, автономных республик НКВД и (краевых) Управлений НКВД или Управлений РК милиции, — выносят постановления об отмене решения и прекращении дела.
3. Постановления об отмене ранее принятого решения сообщается в 1-й Спецотдел НКВД СССР и заявителю.
Берия Вышинский
28.XII.1938 г.
ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 672. Л. 206. Копия. Машинописный документ.
№212
Справка начальника 1-го специального отдела УНКВД по Киевской области Самойленко о движении следственных дел
20 января 1939 г. Совершенно секретно
СПРАВКА
о движении следственных дел по управлению НКВД по состоянию на 20.01-1939 года
1. Числилось в следственном производстве
по состоянию на 20 ноября 1938 года — 914 ч.
В том числе по линии 2 отдела 267
В том числе по линии 3 отдела 216
В том числе по линии 6 отдела 18
В том числе по линии 7 отдела 27
В том числе по линии 9 отдела 306
В том числе по линии 11 отдела 41
В том числе по линии 0015 и ООАБ 39
501

2. Подлежат пересмотру в порядке приказа НКВД СССР № 00762 - 902 чел.
Из них:
а) дела, находившиеся в УНКВД, уже переданы для пересмотра на - 106
б) дела находятся в Москве на — 386
в) дела находятся в Киеве на — 395
г) дела переданы в другие УНКВД — 15
3. Итого в следственном производстве на 20 ноября числилось — 1816 чел.
за время с 20.11.1938 г. по 20.01.1939 г.
направлено на рассмотрение Облсуда — 346 чел. направлено на рассмотрение Нарсуда — 150 направлено на рассмотрение Воентрибунала — 41 направлено на рассмотрение Особсовещания — 7 освобождено — 187
передано в другие органы (0015, ООАБ, ООЧФ и др.) — 55 числится в следственном производстве на 20.01.1939 года — 1030
Из них: подлежит передаче
в Кировоград — 201 в Запорожье — 25
4. Остается в производстве после передачи — 804 В том числе по линии 2 отдела — 62
В том числе по линии 3 отдела — 326 В том числе по линии 6 отдела — 17 В том числе по линии 7 отдела — 14 В том числе по линии 9 отдела — 377 В том числе по линии 11 отдела — 16
Начальник 1 специального отдела УНКВД
сержант государственной безопасности Самойленко
502
ОГА СБУ. Ф. 16. Оп. 31 (1951 г.). Д. 93 Л. 130-131. Оригинал. Машинописный документ.

№213
503
Приказ № 00116 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии о порядке рассмотрения жалоб осужденных бывшими тройками НКВД (УНКВД) и УРКМ
4 февраля 1939 г.
Совершенно секретно
ПРИКАЗ
Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР за 1939 год
СОДЕРЖАНИЕ:
№ 00116.     О порядке рассмотрения жалоб осужденных бывшими тройками НКВД (УНКВД).
4-го февраля 1939 г., гор. Москва
В развитие директивы Народного комиссара внутренних дел Союза ССР тов. Берия и прокурора СССР тов. Вышинского от 26 декабря 1938 года за № 2709 устанавливается следующий порядок рассмотрения жалоб осужденных бывшими тройками НКВД/УНКВД и УРКМ, уведомления заявителей о решениях по их жалобам и освобождения осужденных из лагерей и ссылки по отмененным решениям троек:
1. Поступающие от осужденных бывшими тройками жалобы и заявления о неправильном осуждении должны быть рассмотрены не позже, чем в двухдекадный срок со дня их получения. Рассмотрение заявления обязательно должно сопровождаться детальным ознакомлением с архивным делом осужденного и производством в необходимых случаях дополнительных следственных действий (допросы свидетелей, проверка документации преступления и т. п.).
2. Постановления об отмене решений бывших троек НКВД и УНКВД утверждаются начальниками УНКВД (НКВД) или их заместителями (по делам УРКМ — начальником УРКМ) и направляются вместе с заявлением, материалами расследования, архивными делами и справкой тюрьмы о месте направления осужденного (лагерь, тюрьма, ссылка) в 1 Специальный отдел НКВД СССР для исполнения. К архивному делу должны быть приложены учетные карточки (форма № 1), заполненные в 2 экз. на каждого осужденного.
3. Первый спецотдел НКВД на основании указанных постановлений дает задания соответствующим лагерям (в отношении ссыль

ных — УНКВД) об освобождении осужденных и контролирует своевременное исполнение этих заданий. Освобожденным выдаются администрацией лагеря справки по прилагаемой форме.
4. С каждым освобождаемым начальник лагеря или его заместитель или уполномоченное ими лицо обязан лично провести индивидуальную беседу.
5. НКВД республик и УНКВД краев и областей по месту жительства освобождаемых должны завести среди них соответствующую агентуру для освещения их настроения, особенно в первый период после освобождения.
6. В случаях обращений освобожденных в органы НКВД с просьбой о розыске членов семьи, в частности детей, надлежит выдавать необходимые справки об их местонахождении.
7. При отказе в просьбе осужденных о пересмотре решения также должно быть составлено мотивированное постановление, которое утверждается в порядке, указанном в пункте 2, и приобщается вместе с заявлением и материалами расследования к архивному делу. Об отказе УНКВД сообщает непосредственно администрации лагеря по месту содержания осужденного для объявления последнему.
Повторные заявления осужденных подвергаются расследованию лишь в тех случаях, если осужденные приводят в заявлениях новые факты, которые не были ими изложены в первичных заявлениях. При отсутствии таких фактов заявление с резолюцией нач. УНКВД приобщается к архивному делу, и осужденному сообщается в установленном порядке об отказе в пересмотре дела.
8. Следственные дела освобожденных из числа осужденных бывшими тройками НКВД и УНКВД хранить в архиве 1 Спецотдела НКВД СССР; следственные дела осужденных бывшими тройками УРКМ — возвращать на хранение в архивы соответствующих УРКМ.
Заместитель народного комиссара внутренних дел СССР комиссар государственной безопасности 3-го ранга       В. Меркулов
[Добавление]
СПРАВКА
Дана__
(фамилия, имя и отчество)
в том, что он с «_»_193_ г. по_
«_»___ 193_ г. содержался в_
лагере НКВД и освобожден в связи с прекращением дела.
504
Печать и подписи ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 5. Л. 156-157. Типографский экземпляр.

№213
505
Приказ № 00156 наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР А. Я. Вышинского «О мероприятиях по обеспечению выполнения Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г.»
20 февраля 1939 г. Совершенно секретно
ПРИКАЗ
Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР и Прокурора Союза ССР за 1939 год
СОДЕРЖАНИЕ:
№ 00156. О мероприятиях по обеспечению выполнения Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия».
20-го февраля 1939 г., гор. Москва
В целях проверки выполнения органами НКВД и Прокуратуры Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» в части организации следственной работы и осуществления прокурорского надзора за следствием, в НКВД СССР было созвано 19 февраля сего года совещание, в котором приняли участие 26 начальников областных и краевых УНКВД и Наркомов внутренних дел союзных и автономных республик и ряд ответственных работников Прокуратуры центра и периферии.
На совещании было установлено, что в данное время в органах НКВД имеется большое количество незаконченных следственных дел, что отрицательно влияет на качество следственной работы, все еще отстающей от требований, предъявляемых Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года.
Совещание вскрыло, что прокурорский надзор за следствием, как в центре, так и в особенности на периферии, осуществляется весьма слабо.

Особо необходимо отметить слабое участие прокуроров в следственной работе, проводимой органами НКВД, недопустимую задержку проверки дел, поступающих из органов НКВД, и волокиту с передачей этих дел по подсудности.
В целях решительного устранения недостатков в деле выполнения органами НКВД и Прокуратуры СССР Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года
ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Всем Наркомам внутренних дел союзных и автономных республик и начальникам краевых и областных управлений, особых и транспортных органов НКВД:
а) для быстрейшего окончания накопившихся следственных дел укрепить следственные части работниками за счет других оперативных отделов;
б) принять меры к устранению имеющихся недостатков в следственной работе (слабая документация, несоблюдение требований УПК, особенно в части сроков ведения следствия и обязательного составления протоколов после каждого допроса и т. д.).
2. Прокурорам союзных и автономных республик, краев и областей, военным прокурорам, прокурорам железнодорожного и водного транспорта, районным прокурорам:
а) установить деловой контакт с органами НКВД, обеспечивающий своевременное и оперативное разрешение всех возникающих в процессе следствия вопросов с момента возникновения дела до его окончания и передачи по подсудности;
б) усилить прокурорский состав путем привлечения к рассмотрению следственных дел, накопившихся в республиканских, краевых, областных прокуратурах и прокуратурах военных округов, ряда работников центральных и периферийных органов прокуратуры;
в) обеспечить установление такого порядка рассмотрения поступающих из органов НКВД следственных дел, при котором сроки рассмотрения этих дел в органах прокуратуры не превышали бы 10 дней;
г) обратить внимание прокуроров на недопустимость возвращения в органы НКВД дел для доследования по малозначительным, большей частью формального порядка основаниям, особенно в случаях, когда недочеты следствия могут быть устранены непосредственно самими прокурорами без возвращения дел на доследование;
д) при предъявлении требования о разделении или объединении дел в соответствии со ст. 117-й УПК РСФСР и соответствующими ст. ст. УПК Союзных республик, исходить из конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая политическую целесообразность и
506

практическую необходимость и возможность осуществления этих требований.
3. Установленный приказом НКВД СССР за № 00701 от 23 октября 1938 года порядок продления сроков ведения следствия отменить и впредь руководствоваться статьей 116 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других Союзных республик.
4. Настоящий приказ зачитать на совместных оперативных совещаниях работников органов НКВД и Прокуратуры и наметить необходимые практические мероприятия.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. Берия
Прокурор Союза ССР А. Вышинский
ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 5. Л. 161-161 об. Типографский экземпляр.
№215
Выписка из протокола № 1 решений Политбюро ЦК ВКП(б) за период с 22 марта по 19 апреля 1939 г. о снятии судимости с осужденных бывшей коллегией ОГПУ, Особым совещанием и тройками НКВД
5 апреля 1939 г.
183. Утвердить следующий проект Указа Президиума Верховного Совета СССР:
«Установить следующий порядок снятия судимости с осужденных бывшей коллегией ОГПУ, Особым совещанием и тройками НКВД:
1. Со всех судимых б[ывшей] коллегией ОГПУ, Особым совещанием НКВД и тройками ОГПУ-НКВД как социально опасных, так и по всем статьям УК (исключая 58-1-14) по истечении трех лет после отбытия срока наказания — судимость и связанные с ней ограничения снимать, если эти лица не совершили новых преступлений.
2. Предоставить право Особому совещанию НКВД СССР снимать судимость с осужденных б[ывшей] коллегией ОГПУ, Особым совещанием НКВД и тройками ОГПУ-НКВД по всем пунктам статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР (и соответствующих статей уголовных кодексов союзных республик) по их заявлениям, если эти лица не менее 3 лет после освобождения от наказания не совершили новых преступлений и занимались все это время общественно полезным трудом».
507
Трагедия советской деревни... Т. 5. Кн. 2. С. 388-389.

№ 216
Приказ № 00497 заместителя наркома внутренних дел СССР В. Н. Меркулова о дополнении директивы № 2709 НКВД СССР и Прокуратуры СССР от 26 декабря 1938 г.
и приказа № 00116 НКВД СССР от 4 февраля 1939 г.
8 мая 1939 г. Совершенно секретно
ПРИКАЗ
Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР за 1939 год
СОДЕРЖАНИЕ: № 00497. О дополнении директивы НКВД и Прокуратуры СССР от
26 декабря 1938 г. № 2709 и приказа НКВД СССР № 00116-1939 г.
8-го мая 1939 г., гор. Москва
В дополнение к изданной НКВД СССР и прокурором Союза ССР директиве № 2709 от 26 декабря 1936 года и приказа НКВД СССР № 00116 от 4 февраля 1939 года «О порядке рассмотрения жалоб осужденных ранее действовавшими тройками при НКВД, УНКВД и УРКМ»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
При рассмотрении жалобы того или иного осужденного бывшей тройкой, проходившего по групповому делу, одновременно разрешать вопрос о проверке дела и по отношению других лиц. В случае установления неправильности вынесенного решения в отношении всех или некоторых лиц, проходивших по данному делу, пересматривать таковые независимо от того, что от этих осужденных жалоб не поступало.
Если же в результате проверки будет установлена правильность осуждения лиц, не подавших жалоб, то при поступлении от них жалоб оставлять их без рассмотрения и сообщать об этом жалобщикам, за исключением случаев, указанных во 2-й части пункта 7 приказа НКВД СССР № 00116-1939 г.
Кроме того, если при просмотре находящихся в производстве старых следственных дел, по которым арестованные, ранее проходившие по групповым делам, ввиду прекращения их следственных дел будут
508

освобождены, то и дела на осужденных тройками по показаниям этих лиц также немедленно пересматривать.
Усмотрев неправильность рассмотрения тройками следственных дел, не подпадавших под действие приказа НКВД СССР № 00447 за 1937 г., по своему характеру подлежавших рассмотрению судов, решения троек по таким делам отменять, дела доследовать и направлять по подсудности.
К основаниям для проверки дел и возможного изменения вынесенных тройками решений относить не только жалобы осужденных, а также и другие обстоятельства, устанавливающие неправильность приговоров (заявления родственников осужденных, материалы последующих следственных дел, судебные процессы и т. д.).
Заместитель народного комиссара внутренних дел СССР
комиссар государственной безопасности 3-го ранга       В. Меркулов
ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 619. Л. 104. Типографский экземпляр.
№217
Приказ народного комиссара внутренних дел СССР Л. П. Берии № 001213 «О снятии с оперативного учета лиц,
проходящих по показаниям освобожденных, с прекращением дела за отсутствием состава преступления»
10 октября 1939 г. Совершенно секретно
ПРИКАЗ
Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР за 1939 год
СОДЕРЖАНИЕ:
№001213. О снятии с оперативного учета лиц, проходящих по показаниям освобожденных, с прекращением дела за отсутствием состава преступления.
10-го октября 1939 г., гор. Москва
В процессе выполнения постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. и приказа НКВД СССР № 00762 от 26 ноября 1938 г. органами НКВД с конца 1938 года прекращены, за отсутстви
509

ем состава преступления и недостаточностью улик для предания суду, ряд дел на лиц, арестованных при бывшем вражеском руководстве НКВД без достаточных оснований.
За то же время освобождено из лагерей с прекращением дел значительное количество лиц, неправильно осужденных за период 1937-1938 г.г.
Между тем в ходе следствия по этим категориям дел нередко арестованные давали показания, в которых признавали свою причастность к антисоветским организациям и изобличали других лиц, якобы связанных с ними по принадлежности к антисоветским организациям и в антисоветской подрывной работе.
Проходящие по таким протоколам лица принимались на оперативный учет, а протоколы рассылались различным органам НКВД на предмет оперативной реализации.
В связи с прекращением следственных дел по признакам, предусмотренным ст. ст. 4 (п. 5) и 204 (п. Б) УПК РСФСР, эти протоколы потеряли доказательную и юридическую силу.
Между тем оклеветанные этими показаниями лица продолжают числиться на оперативном учете, со всеми вытекающими последствиями.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Под личную ответственность Наркомов внутренних дел Союзных и автономных республик, начальников УНКВД краев и областей, начальников Особых и транспортных органов НКВД, начальников Главных управлений и оперативных отделов НКВД СССР — изъять из оперативного пользования протоколы допросов: а) освобожденных за отсутствием состава преступления и за недостаточностью улик для предания обвиняемых суду; б) оправданных по суду; в) освобожденных из лагерей с прекращением дел, в порядке директивы Наркома и Прокурора № 2709 и приказов НКВД СССР №№ 00116, 00497 и 00513; г) осужденных к ВМН, если проверкой их дел и дополнительным расследованием устанавливается, что они были осуждены неправильно.
2. В месячный срок разослать извещения тем органам НКВД, которым ранее рассылались такие протоколы или выписки из них, с указанием, что ввиду потери доказательной и юридической силы этих документов они подлежат изъятию, а в дальнейшем, по мере выявления таких протоколов, рассылать эти извещения соответствующим органам НКВД немедленно.
510

3. Лиц, проходящих по таким показаниям, если в отношении их не имеется других компрометирующих материалов, с оперативного учета снять, изъяв и уничтожив по акту заполненные на них учетные карточки из всех картотек (1[-х] Спецотделов, следственных частей, других управлений и отделов).
4. Впредь при оперативном использовании показаний арестованных и выдаче справок о лицах, проходящих по показаниям периода 1937-1938 гг., обязательно предварительно проверять, не опровергнуты ли показания в ходе дальнейшего следствия и судебного рассмотрения дел и, если проверкой будет установлено, что лица, давшие показания, освобождены, либо осуждены неправильно, — немедленно принимать меры, предусмотренные пунктами 1, 2, 3 настоящего приказа.
Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР Л. Берия
ОГА СБУ. Ф. 9. Д. 5. Л. 220-220 об. Типографский экземпляр.
№218
Выписка из доклада прокурора УССР Л. И. Яченина о выполнении органами прокуратуры Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 г.
16 апреля 1940 г.
[...]
СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО ЖАЛОБАМ
За время с 1.1.1939 г. по 1.III.1940 г. поступило в органы Прокуратуры УССР по центральному аппарату 46 695 жалоб и в Областные прокуратуры 124 160 жалоб.
Затребовано дел по этим жалобам Облпрокуратурами 28 296 и Прокуратурой    УССР - 1940.
Затребованные дела по отношению к количеству поступивших жалоб составляют — 22,8 %.
Облпрокуроры оставили без последствий — 31 632 жалобы, т. е. 25,5 %, затребовали справки по 21 279 жалобам, что составляет 17,1 %, и передали другим органам 34 220 жалоб, что составляет 27,6 %.
В областном разрезе поступление жалоб и их направление отражается следующей таблицей:
511




Остав-
Затребовано
Передано
ОБЛАСТЬ
Поступи-
Затребо-
лено без 
другим

ло жалоб
вано дел
последствий
справок
организациям
Киевская
21278
4658
3731
5264
6042
Харьковская
8279
2738
0
2461
2932
Сталинская
8892
2470
667
657
3422
Ворошиловградская
3056
667
517
192
1519
Одесская
7263
2569
1651
961
2082
Николаевская
3239
1425
756
301
757
Винницкая
8384
2206
4063
78
1929
Каменец- Подольская
8673
1047
6041
264
1221
Черниговская
3286
1104
793
94
932
Днепропетровская
10 034
1193
1468
1975
5398
Запорожская
5659
1704
750
105
2474
Полтавская
7225
1381
1760
858
393
Сумская
4070
1113
1431
276
1250
Житомирская
13 768
2161
4629
2881
2962
Кировоградская
2103
528
550
118
907
МАССР
8951
1332
2825
4794
0
ВСЕГО
124 160
28 296
31632
21279
34 220

100%
22,8%
25,5%
17,1%
27,6%
Из общего количества 28 296 истребованных дел поступило в органы Прокуратуры (областной аппарат) 12 672 дела, что составляет 44,8 % к общему числу истребованных дел. Рассмотрено 10 030 дел, т. е. 79,2 % по отношению к числу поступивших.
Рассмотренные дела получили следующее разрешение:
Опротестовано................................2390, или 23,8 %.
Отклонено.....................................6796, или 67,2 %.
В стадии проверки находится еще 2166 дел, что составляет 17,1 % ко всем поступившим делам.
Осталось нерассмотренных дел — 2642, или 20 % по отношению ко всем поступившим делам.
В областном разрезе поступление дел и результаты их рассмотрения отражает следующая таблица:




Из них


ОБЛАСТЬ
Посту-




осталось 
пило
рассмо-
опроте-
откло-
в про-
на рас-

дел
трено
стовано
нено
верке
смотрении
Киевская
2180
2160
325
1409
426
20
Харьковская
1127
524
292
233
276
603
Сталинская
890
543
62
481
347
347
Ворошиловградская
222
222
26
73
123
0
Одесская
994
994
421
510
63
0
Николаевская
543
355
262
93
188
188
Винницкая
1198
777
149
628
100
421
512

Продолжение




Из них


ОБЛАСТЬ
Посту-




осталось 
пило
рассмо-
опроте-
откло-
в про-
на рас-

дел
трено
стовано
нено
верке
смотре-
Каменец- Подольская
777
431
24
284
123
нии 346
Черниговская
581
581
33
507
41
0
Днепропетровская
706
661
100
514
47
45
Запорожская
494
346
170
176
0
148
Полтавская
914
798
111
698
115
116
Сумская
630
479
117
364
25
151
Житомирская
697
697
134
529
34
0
Кировоградская
226
156
17
139
70
70
МАССР
493
306
147
159
188
187
ВСЕГО
12 672
10 030
2390
6796
2166
2642

100%
44,8%
79,2%
23,8%
67,8%
17,1%
Общее количество нерассмотренных жалоб мизерно. Значительно хуже обстоит дело с жалобами, которые до сих пор находятся в производстве Облпрокуроров, но еще окончательно не разрешены. Таких жалоб мы имеем 24 459. Это в большинстве жалобы, которые ожидают получения дел, которые ожидают справок, по которым сейчас проводится перепроверка материалов следствия, которые ждут возвращения осужденных из лагерей и т. д. [...]
ГА РФ. Без фонда.
№219
Приказ наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии и прокурора СССР М. И. Панкратьева «О порядке пересмотра решений бывших троек НКВД-УНКВД
и УРКМ»
23 апреля 1940 г. СЕКРЕТНО
ПРИКАЗ
Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР и Прокурора Союза ССР за 1940 год
СОДЕРЖАНИЕ:
№ 0165. О  порядке пересмотра решений бывших троек
НКВД-УНКВД и УРКМ.
23 -го апреля 1940 г., гор. Москва.
513
Директивы НКВД СССР и Прокурора Союза ССР за № 2709 от 26 декабря 1938 года, приказы НКВД СССР и Прокурора СССР

от 10 октября 1939 года за № 001214 и от 11 декабря 1939 года за № 001469 — отменить.
При рассмотрении жалоб и заявлений осужденных бывшими тройками НКВД-УНКВД и УРКМ, а также протестов прокуроров на решения этих троек, в дальнейшем руководствоваться следующим:
1. Изменение постановлений бывших троек НКВД-У НКВД и УРКМ впредь производится только по решению Особого совещания НКВД СССР.
2. Если в процессе рассмотрения жалоб осужденных на решения бывших троек наркомы внутренних дел союзных и автономных республик, начальники УНКВД и УРКМ установят после тщательной проверки необходимость изменения решений бывших троек, они должны входить с соответствующим предложением в Особое совещание НКВД СССР.
В этих случаях НКВД-УНКВД и УРКМ составляются мотивированные заключения, которые вместе с архивным следственным делом и материалами дополнительного расследования направляются через 1 Спецотдел (а УРКМ через ГУРКМ) на рассмотрение Особого совещания НКВД СССР.
Для доклада этих дел на Особом совещании НКВД СССР НКВД-УНКВД и УРКМ выделяют ответственных работников.
3. Если в процессе рассмотрения заявлений и жалоб осужденных бывшими тройками устанавливается отсутствие оснований к пересмотру решений бывших троек, то НКВД — УНКВД и УРКМ выносят мотивированные постановления об отказе, которые утверждаются наркомами внутренних дел союзных и автономных республик, начальниками УНКВД краев и областей (а по делам УРКМ — начальниками УРКМ).
Решения НКВД-УНКВД и УРКМ об отказе сообщаются осужденным и 1-му Спецотделу НКВД СССР.
Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР Л. Берия
Прокурор Союза ССР М. Панкратьев
Юнге М., Бордюгов Г. А, Биннер Р. Вертикаль большого террора.., С. 506-507.

9. Дополнения. Документы № 220-243

В этой главе публикуется ряд документов, дающих представление о предыстории массовых операций и общем «климате» репрессий. Помимо этого приводятся статистические данные о других массовых операциях и преследовании элит.
№220
Приказ № 0096 наркома внутренних дел СССР Г. Г. Ягоды об итогах борьбы органов милиции с преступностью
за 1935 г.
17 марта 1936 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО ПРИКАЗ
Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР за 1936 год
СОДЕРЖАНИЕ: № № 0094-0095. Разосланы по принадлежности. № 0096. Об итогах борьбы РК милиции с преступностью за
1935 год.
17 марта 1936 г., гор. Москва
ВСЕМ НАЧАЛЬНИКАМ УНКВД СОЮЗНЫХ,
АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ, ВСЕМ НАЧАЛЬНИКАМ УПРАВЛЕНИЙ РК МИЛИЦИИ, ВСЕМ НАЧАЛЬНИКАМ ОКРУЖНЫХ, ГОРОДСКИХ
И РАЙОННЫХ ОТДЕЛОВ И ОТДЕЛЕНИЙ НКВД И РК МИЛИЦИИ
517
Итоги борьбы РК милиции с уголовной преступностью за 1935 год показывают, что в результате усиления и качественного улучшения

оперативной работы милиции на основе моих приказов № 522 от 26/Ш 1934 года и № 00162 от 29/IV 1935 года достигнуты заметные результаты по снижению уголовной преступности.
Так, в 1935 году в сравнении с 1934 г. по СССР снизились:
а) вооруженные грабежи на...........................45 %
б) грабежи невооруженные] на.......................46 %
в) квалифицированные] кражи на....................32 %
г) кражи простые на..................................17%
д) скотокрадство на..................................55%.
Однако это снижение уголовной преступности на фоне общего экономического и культурного роста страны и подъема благосостояния населения явно недостаточно.
В работе РК милиции до сих пор продолжает иметь место ряд серьезнейших пробелов и недостатков.
Основными из них являются:
1) Наличие огромного количества никчемных и ненужных дел, расследуемых милицией, которые отрицательно влияют на качество расследования и снижают оперативность милиции.
О загруженности милиции ненужными делами говорит такой факт, что из общего количества проведенных милицией в 1935 г. — свыше миллиона дел идет под рубрикой «прочих».
Это означает, что начальники УНКВД и начальники управлений милиции не поняли, что работа милиции должна быть сосредоточена на выполнении прямых обязанностей, возложенных на нее (борьба с грабежами, убийствами, кражами, хулиганством, детской беспризорностью, спекуляцией и хищениями), и всякая трата сил и энергии на «прочие» дела ведет к тому, что милиция наполовину работает на холостом ходу.
2) Слабость борьбы с преступностью на селе. При среднем снижении за 1935 год вооруженных грабежей на 45 % и невооруженных грабежей на 46 %, на селе грабежи вооруженные снизились только на 26 % (по городам — на 61,7 %) и грабежи невооруженные — только на 28 % (по городам — на 62,6 %).
Как правило, в борьбе с грабежами на селе милиция мало оперативна, а грабительские группы действуют в деревне безнаказанно, совершая иногда до момента их ликвидации десятки грабежей (ИПО, ВСК, СКК, Воронежская область).
3) Совершенно неудовлетворительная работа милиции по борьбе с кражами.
Только режимные города дали снижение краж на 35 %, и то за последний период 1935 г., в остальных же городах кражи держатся почти стабильно.
518

No comments:

Post a Comment